КРЫМ С ПРЕЗИДЕНТОМ!

Новости

Вызов принят!

Независимо от нашего желания-нежелания «принудительная цифровизация» жизни, работы, досуга обрушилась на нас «вдруг», как зима на коммунальщиков. и так же, как с зимой, выяснилось, что далеко не все к этому готовы. только ли в технике, оснащённости необходимым оборудованием (от стационарных компьютеров, ноутбуков до мини-планшетов) дело? Мы провели дистанционный тест-опрос среди преподавателей и студентов кафедры дизайна Крымского университета культуры, искусств и туризма.

Первый круг ассоциаций — самый предсказуемый — нежданные каникулы — помог сформулировать главные вопросы: о специфике виртуальных взаимоотношений педагог—студент. Уже ушла острота недоумения и озабоченности первых дней работы на «удалёнке», учебный процесс даже в творческом вузе постепенно нормализовался. Более того, доцент кафедры дизайна, кандидат педагогических наук Наталья Котляревская уверена, что в этой ситуации и решения необходимо принимать нестандартные — компенсировать креативом и оригинальностью вынужденную «удалёнку».

— Наталья Владимировна, в чём, на ваш взгляд, главная сложность самоизоляции?

— В отсутствии живого общения во время занятий в группах. Специфика нашего вуза в том, что группы в нём небольшие, и мастер может уделить время каждому студенту. Оставшись без творческой опеки, студенты поначалу растерялись. Поэтому, посовещавшись с коллегами, мы решили сделать упор на освоении теоретического материала.

— Но ведь любая теория в дизайне требует практической проработки!

— Безусловно. Все наши абитуриенты уже при поступлении в университет имеют первоначальный навык работы в необходимых программах для выполнения творческих проектов. И это даже не дело техники, это сегодня базовый уровень обучения. Ведь дизайнеры XXI века — не ваганты XVI! Подготовка современных специалистов основана на цифровых технологиях и визуализации творческого результата. Соответственно, преподаватели спецдисциплин разбили задания семестра на ряд последовательных этапов и не только отслеживают выполнение, но и корректируют ход работы по присылаемым фотоотчётам.

При этом педагоги справедливо полагают, что формирование нового уровня «дистанционного интерактива» требует времени и обоюдных усилий. Время моего студенчества пришлось на конец ХХ века, тогда считали, что заочно или дистанционно искусству научить невозможно. С тех пор многое переменилось, но и педагоги начала XXI века пока не в восторге от «открывшихся возможностей». Старший преподаватель кафедры дизайна, заслуженный художник республики роман Марманов полагает, академические дисциплины — рисунок, живопись, композицию — «бесконтактно» вести очень сложно.

Домашняя работа— Однако на основе практических занятий, предусмотренных учебным планом, мы усиливаем элементы самостоятельного творческого поиска, освоения студентами новых для них, но хорошо известных практикующим художникам приёмов. И потом, — успокаивающе улыбается Роман Петрович, — карантин — это же авральная ситуация, и я просто предвкушаю удовольствие нашего возвращения в творческие мастерские и художников-преподавателей, и студентов!

Коллегу поддерживает преподаватель кафедры Екатерина Балкинд:

— Думаю, в конечном итоге вынужденный этап удалённой работы будет способствовать повышению ответственности и самостоятельности студентов. На 3-м курсе мы предложили такое задание: ознакомиться с портретами и автопортретами великих живописцев, то есть с известными образцами мировой художественной культуры, прототипами, и написать собственный автопортрет. А это не только общепринятая практика изобразительного искусства, но и потенциально новый опыт для каждого художника и дизайнера.

Студенты же, оказавшись в вынужденной изоляции, видят свои плюсы и минусы.

— С одной стороны, возникает ощущение какого-то «безразмерного» времени, кажется, что сделать успеешь больше, — делится студентка 2-го курса Донара Аствацатурова, — с другой — не хватает прямого контакта с преподавателем, осознаёшь необходимость в этой «безразмерности» самостоятельно установить себе сроки. И это намного труднее.

— Кроме того, кажется, что объём работы увеличивается, — вторит подруге Анастасия Ярошенко, — нужно как-то по-другому структурировать рабочий ритм, не давать себе расслабляться. А в нашей специальности — дизайн одежды — многое вообще можно выполнить только в мастерской.

— Действительно, дизайнерам моды сложнее, чем графикам или дизайнерам интерьера, — соглашается Наталья Владимировна, — в отличие от ноутбуков и смартфонов, далеко не у каждого студента дома есть специальные машины, оверлоки, петельные автоматы, паровые утюги. Поэтому мы настоятельно рекомендуем уделить особое внимание фешн-графике, теории конструирования. Зато в дальнейшем выкроим больше времени на практические занятия. Но уже сегодня неожиданная виртуализация учебного процесса обозначила не только «за» и «против». Активизировалось общение преподавателей и студентов в соцсетях, по вайберу, скайпу. Мы вместе учимся, ищем новые методы, вместе принимаем вызовы, преодолеваем неизбежные трудности. Так что дело, разумеется, не в технике, а в креативном настрое, умении держать удар, взаимопонимании и взаимовыручке.

Тест-опрос в виртуальном режиме провела Екатерина Бородина. Фото автора.

Оригинал статьи