Презентация учебного пособия
«Василий Безкоровайный. Произведения для фортепиано»
Симферопольским городским научно-творческим обществом композитора Василия Безкоровайного в течение нескольких последних лет издано несколько архивных произведений композитора. В 2020 году вышло учебное пособие «Василий Безкоровайный. Произведения для фортепиано» том 1-2.
Наследие композитора, дирижера, пианиста, педагога долгое время оставалось неизвестным на родине.
Это издание стало возможным благодаря самоотверженному труду авторов и составителей нотного материала – потомков Василия Безкоровайного: внучатого племянника композитора, заслуженного работника культуры Украины Богдана Безкоровайного и его жены, заслуженной артистки Украины, доцента, профессора кафедры музыкального искусства Крымского университета культуры, искусств и туризма, известной певицы Натальи Безкоровайной. Своей непосредственной задачей супруги видят - собирание и редактирование архивных фортепианных нот Василия Безкоровайного, возвращение их в мировую музыкальную сокровищницу.
Фортепианные произведения Василия Безкоровайного имеют педагогическую и художественную ценность, как для юных пианистов, так и для профессиональных исполнителей фортепианной музыки, ведь они знакомят с определенным пластом музыкальной культуры, отражают тогдашние эстетические вкусы и предпочтения. Композиции поражают разнообразием содержания, мелодической яркостью, тембральной красочностью и, что самое важное, национальным звучанием музыкального материала.
Рецензенты учебного пособия – известные украинские учёные-педагоги музыковедения и методики музыкального искусства.
В предложенном полном собрании фортепианных произведений в двух томах В. Безкоровайного представлены 116 сочинений, клавир «Рождественская увертюра» и сборник колядок «При ялинці».
Репертуар первых трех лет обучения составляют авторские обработки украинских народных песен и танцев, среди которых — обработки шуточных и танцевальных мелодий.
При аранжировке танцевальных жанров - гопака, казачка, аркана, гуцулки, частушки, трепака - В. Безкоровайный сохранил этнографическую специфику и стилистические особенности народных танцев.
С четвертого года обучения репертуар расширяется: кроме обработок украинских народных, стрелецких песен и традиционных народных танцев, В. Безкоровайный предложил старинные танцевальные «шлягеры» — вальс, танго, фокстрот, цыганский романс. Опора на традиции украинского фольклора проявляется не только в тематике, но и в ладовых, ритмических, жанровых и формообразующих принципах.
В отдельных произведениях В. Безкоровайный подражает стилистике инструментальной музыки украинских композиторов второй половины XIX века. Такие признаки особенно проявляются в произведениях для пятого и шестого годов обучения.
Во втором томе помещены пьесы В. Безкоровайного, рассчитанные на пятый и шестой годы обучения. Произведения передают широкую палитру различных оттенков лирических чувств и эмоциональных переживаний: от нежно-щемящих и уныло-мечтательных к страстно-драматичным. Здесь отражено творческое осмысление композитором достижений западно-и восточноевропейской романтической музыки, которое проявилось в таких жанрах, как вальс, ноктюрн, песня без слов, поэма, фантазия.
Ярким национальным колоритом отличаются "Думка соль минор» и "Воспоминания с гор". Последний состоит из четырех разделов, который стилистически напоминает эпические народные жанры: постепенное интонационное развертывания, широту мелодического дыхания, арпеджиато. Сохраняя образно-эмоциональную характеристику, структурное строение, ладовые и ритмические особенности жанра. В. Безкоровайный использовал в коломыйках принцип интонационно-тематического, темпового и ладового контраста разных жанровых картин.
Три сонаты, которые также вошли в группу произведений для 5-6-го годов обучения, построены на фольклорном песенно-танцевальном материале и «...привлекают широкой колористикой мыслей и чувств, наполнены народнопесенными элементами, которые определили не только их образный смысл и настроение, но и принцип развития тематизма, ладо-гармонического наполнения, особенности фактуры и голосоведения».
В полном собрании фортепианных произведений В. Безкоровайного представлен также клавир «Рождественской увертюры», который считали потерянным и искали более двадцати лет. Впервые композиция прозвучала в исполнении американского филармонического оркестра г. Буффало в 1956 году и сразу завоевала огромный успех, а впоследствии прозвучала на сцене в Лос-Анджелесе в концерте рождественской музыки «Across the map with Christmas music».
Возвращать, реставрировать художественно-эстетическое и социально-историческое значение художественного произведения непросто. Однако эту сложную задачу удалось достойно решить творческой семье Натальи и Богдана Безкоровайных – и не только в полном издании фортепианных произведений композитора, но и в других нотных изданиях, в компакт-дисках, на которых записаны вокальные произведения композитора в исполнении Натальи Безкоровайной.
Учебное пособие «Василий Безкоровайный. Произведения для фортепиано» издано при содействии и финансовой внуков композитора Василия Безкоровайного в память о своих родителях.
Презентация данного издания в Крыму, где живут и работают родственники композитора, - не только вклад в музыкальную педагогику, но и свидетельство ключевой объединительной роли культуры в современном обществе.
Авторы проекта подарили ноты ректору КУКИиТ Валерию Анатольевичу Горенкину и представителям музыкальных учебных заведений Республики Крым.